ГАУ МО «Одинцовское информагентство»

Яндекс.Погода

пятница, 26 мая

пасмурно+11 °C

Онлайн трансляция

В арт-салоне Звенигородской библиотеки открылась выставка «Эстамп 60-х"

31 июля 2014 г., 16:40

Просмотры: 55


В арт-салоне Звенигородской  библиотеки открылась выставка «Эстамп 60-х: тиражная графика мастеров XX века» из коллекции известного московского графика Тамары Рейн (1915–2000).

В арт-салоне Звенигородской  библиотеки открылась выставка «Эстамп 60-х: тиражная графика мастеров XX века» из коллекции известного московского графика Тамары Рейн (1915–2000).

В середине ХХ века школа советской графики считалась одной из сильнейших в мире. Выросла плеяда художников, воспитанных в 1930–1940-х годах такими корифеями отечественного изобразительного искусства, как Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Михаил Родионов, Игнатий Нивинский, Евгений Тейс, и многими другими. 

В это время в стране существовала система коллективных домов творчества, создавшая предпосылки для совершенствования в технологически сложных процессах эстампа. Здесь художники могли пользоваться печатными станками, средствами обработки материалов, студиями, обмениваться опытом. 

Эстамп – обобщающее понятие разных направлений тиражируемой графики, как офорт, линогравюра, ксилография, литография и другие. Ведь для того, чтобы работать в технике офорта (гравюра на металле, один из древнейших способов создания тиражируемых изображений, которыми широко пользовались Альбрехт Дюрер, Рембрандт ван Рейн и многие другие известные художники) нужны нежилые помещения. Это связано, прежде всего, с технологией: цинковые, медные или жестяные доски травят в кислотах; для печати с такой доски нужен офортный станок — большое тяжелое сооружение, требующее значительных площадей. В домашних условиях можно, конечно, «резать» гравюру на линолеуме, но работа эта достаточно грязная. Благодатный материал для гравюры – древесина, но и здесь печать с готовых досок осуществляется, как правило, на больших станках. 

А вот, скажем, литография требует работы исключительно в специально оборудованных помещениях. Рисунок в зеркальном отображении наносится на тщательно обработанный на полировальных машинах камень толщиной 10–20 сантиметров, обрабатывается химическими составами, а печать производится на литографских станках. Причем если литография цветная, то поочередно печатается каждая краска. Сложность здесь не только в огромном весе камня, но и в правильном совмещении цветов.

Существуют гравюры, выполненные на пластике, акварельные и иные монотипии, эстамп на картоне. Как правило, тираж разных видов эстампа не превышает 50–100 оттисков. 

Может возникнуть вопрос: а зачем так мучиться, ведь есть сегодня компьютерные принтеры, плоттеры, мощные полиграфические устройства? Ну, во-первых, они появились недавно, а главное – это техническое изделие нельзя сравнить с ручной работой.

До 1990-х годов в Москве существовали офортные и литографские студии.  Сегодня их практически не осталось. Еще одним примечательным знаком этих студий было и то, что художники-эстамписты, работая вместе, дарили друг другу свои произведения. Так создавались частные коллекции, ныне представляющие огромный интерес не только для коллекционеров, но и для  ценителей этого искусства.

Художница  Тамара Рейн в 1930-е годы училась в Полиграфическом институте у ведущих советских графиков и живописцев, участвовала в Великой Отечественной войне, в 1945-м вступила в Московский союз художников, затем в течение всей жизни работала в разных техниках офорта, линогравюры, литографии, акварельной монотипии, а также собирала работы своих учителей, товарищей, учеников.

На выставке представлена лишь незначительная часть ее коллекции. Среди работ  обрезные гравюры Владимира Фаворского, офорты Михаила Родионова, линогравюры Гурия Захарова и Иллариона Голицына, цветные литографии Софьи Витухновской, Лилии Ратнер, Евгении Викдорчик, а также самой художницы, Тамары Рейн.

Выставку сопровождают печатные издания, художественные альбомы, каталоги выставок, предметы для создания гравюры. 

Вернисаж состоится 2 августа в 14 часов. Выставка продлится до 28 августа. Вход свободный.

Владимир ПОТРЕСОВ