Звенигород. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 22 октября

пасмурно+11 °C

Иконописец из Звенигорода Ольга Тищенко рассказала о том, как "рождаются" иконы

19 дек. 2020 г., 1:04

Просмотры: 4116


Процесс создания иконы достаточно долгий и кропотливый, требующий высокой духовной концентрации, приложения умений, следования древним традициям иконописи. Об эталонных памятниках древности, на которые ориентируется иконопись, об этапах создания иконы, а также об особенностях работы иконописца «ЗВ» рассказала член творческого союза художников России при ЮНЕСКО Ольга Тищенко, проживающая в подмосковном Звенигороде и занимающаяся иконописью более 25 лет.

Фото: из архива Ольги Тищенко

От детских рисунков к иконописи

 Любовь Ольги к рисованию обнаружилась еще в детстве: с трехлетнего возраста она «расписывала» дома столы и стены с обоями, но мама, будучи творческим человеком по своей сути, никогда не ругала за художества. Потом Ольга училась в художественной школе. Еще в детстве, увидев на картинке икону Святой Троицы, она ощутила ее особое притяжение. Но поворотным моментом, сыгравшим большую роль в ее жизни и призвании, стало ее обращение к вере в Бога. Ольге исполнилось на тот момент всего 18 лет. Ее путеводительницей в православии стала знакомая девушка: она отвела Ольгу, которая жаждала узнать об иконах все,  в Успенский собор Московского кремля, и объяснила тайны, хранимые каждой иконой. В православной вере иконы всегда занимают особое место: они служат для верующих не только предметом почитания и особого благоговения, но и представляют собой целый пласт православной культуры. 

Тогда посещая храм, рассматривая иконы, иконостасы, Ольга Тищенко думала о том, чем может быть полезной Богу, и как применить свой талант в церкви. 

В 1993 году она поняла, что нашла призвание своей жизни: у Ольги появилось желание заниматься  иконописью.

Постигая иконопись

Вскоре она узнала, что в Знаменском соборе на улице Варварка в Москве, открылась мастерская иконописи. Это необыкновенное место, сыгравшее немаловажную роль в возрождении иконописи в России: в свое время, когда возрождался интерес к иконам, в Знаменском соборе на Варварке проходила первая выставка икон.

Два года Ольга Тищенко обучалась иконописи в мастерской, открывшейся в Знаменском соборе, под руководством мастера Людмилы Мининой. Иконопись – это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией, где очень широко бытуют понятия преемственность и ученичество: Ольга обучалась мастерству, работая совместно с Людмилой Мининой: соборная иконопись – это совместное творчество, которое не имеет прямого авторства. После нескольких лет изучения иконописного мастерства поступила в Свято-Тихоновский богословский институт на реставратора. Ей посчастливилось проходить студенческую практику в таких древних городах, как Великий Новгород,  Ярославль, Ростов Великий, которые представляют собой настоящую «жемчужину» исторической России. Особым толчком для творчества и еще большего раскрытия любви к иконописи была студенческая практика, которую Ольга проходила в Третьяковской галерее – это время соприкосновения с древними святынями повлияло на внутренний мир и профессиональное «становление» художницы.

Следование канонам и творчество

В своей работе Ольге Тищенко довелось участвовать во многих интересных проектах, в том числе, в Подмосковье. Написанные ей работы украшают иконостас Успенского собора в Иосифо-Волоцком мужском монастыре под Волоколамском, иконостас собора Святителя Николая в Можайске.  Ольгу Тищенко приглашали в Екатеринбург – в город, где прошло ее детство: в составе группы иконописцев она расписывала собор Александра Невского в Тихвинском женском монастыре. Художница также участвовала с росписи храма Иоанна Предтечи в Москве – в Черниговском переулке, величественного Георгиевского собора в центре Макеевки на Украине, храма Святителя Николая и храма Троицы в Москве. 

Она считает, что следование за канонами древности – это лучший путь создания иконы. Церковь, посредством богословской мысли, размышляя над тем, каким должен быть образ, а также благодаря опыту иконописцев, накопленному за многие века, пришла к определенным канонам. И, несмотря на следование образам древности, работа иконописца носит индивидуальный характер. Иконописец пропускает через свое сердце известный образ, вкладывает в него духовное понимание, использует мастерство, которым обладает, и в результате – его работа получается неповторимой.

«Мы следуем традициям древнерусской иконы, ориентируемся на эпоху до 17 века, когда не было живописных икон, – подчеркивает Ольга Тищенко. – Но у нас есть свобода для творчества, берем за основу неизменные вещи. Церковь сохраняет память о Святых и передает индивидуальные черты, присущие тому или иному образу. Определенное значение в иконе носят жесты и положение рук. Например, поднятые руки с открытыми ладонями символизируют молитвенное предстояние пред Богом».

Этапы написания иконы

Написание каждой иконы – представляет собой длительный процесс, занимающий не менее месяца работы. Сначала необходимо взять липовую доску, склеенную из отдельных досок. Для предохранения доски от деформации делаются специальные шпонки. Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается паволока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. На следующем этапе наносится рисунок.

Краски приготавливаются из природной глины, в том числе, из полудрагоценных камней, используется гематит, малахит, лазурит. Камни измельчаются в специальной ступе в порошок, который смешивают с яичной эмульсией, приготовленной с использованием желтка – этой технике более 2 000 лет, и ее активно применяют в иконописи.

Духовный подъем – подготовка к написанию иконы

В отличие от многих видов искусств, меняющих свою технику, иконопись следует древним образцам, ее техника является неизменной.

Написание иконы, по словам Ольги Тищенко, невозможно без молитвы: чем более иконописец приближается к Богу, тем светлее и проникновеннее получается образ на иконе. Если нет настроения и не чувствуешь духовного подъема, не стоит браться за работу: на иконе, особенно во взгляде, отображается все. Помогают при написании иконы чтение Жития Святых и Священного Писания. Создатель иконописного произведения должен погрузиться в духовную атмосферу изображаемого события, ощутить духовное состояние святого: он так должен жить, так дышать, тогда икона будет «живой» и одухотворенной.

Фото: из архива Ольги Тищенко 

Наталья Викторовна Фонина

Обсудить тему

Введите символы с картинки*