Звенигород. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 24 октября

ясно-2 °C

Онлайн трансляция

О традиционном крестном ходе с иконой Пресвятой Богордицы «Седмиозёрная»

08 июля 2017 г., 0:00

Просмотры: 278


8 июля на Верхнем Посаде состоялся традиционный крестный ход с образом Пресвятой Богородицы «Седмиозёрная», что хранится в храме Рождества Христова в правом приделе, освящённом в её честь. Крестный ход начинается в храме Рождества Христова, проходит по улице Калинина, проезду Ветеранов, улице Дзержинского, улице Чайковского, улице Левитана, Лапинскому переулку, и по улицам Садовая и Новая возвращается обратно в храм

В этот день шёл дождь, и нам пришлось изменить маршрут, — улицу Дзержинского затопило. Но как сказал настоятель храма, протоиерей Александр Антошкин, в этом есть промысел Божий, — значит на этой улице есть нуждающиеся в помощи, и Пресвятая Богородица обязательно им поможет. Отец Алесандр напомнил, что и прп. Серафим, будучи ещё отроком Прохором, получил исцеление от иконы Божией Матери Курской, когда крестный ход из-за дождя изменил свой обычный маршрут... 

Ещё батюшка рассказал, что после крестного хода, в течении года, у кого-то меняется жизнь к лучшему или кто-то исцеляется от тяжёлых болезней, например, в прошлом году одна прихожанка, перенеся инсульт, не могла стоять, а когда крестный ход проходил мимо её дома, она так захотела пройти вместе с ним, что встала на ноги. Об этом рассказала её родственники. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Крестные ходы с Седмиезерной иконой Божией Матери – ещё дореволюционная традиция Верхнего посада. Возможно, они совершались уже в начале XIX века, после пристройки к храму правого, Седмиезерного придела в 1806 г. К более подробной истории возникновения храма Рождества Христова (в Писцовой книге храм упоминается в 1627 году) [i]мы вернёмся немного позже, отметив лишь то, что на месте сгоревшей деревянной церкви в 1806 году началось строительство нового каменного храма. За разрешением на строительство обратились к преосвященному Августину, епископу Дмитровскому, управлявшему тогда Московской епархией.

Храм Рождества Христова.  Архив

В ответ была получена благословенная грамота, в которой написано: «сгоревшей церкви Рождества Христова священник Иван Николаев с приходскими людьми просили нас о дозволении построить на месте сгоревшей каменную церковь во имя Рождества Христова с приделами Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы Семиозерская… и сего ради благословляем мы помянутую церковь им – священнику и прихожанам – построить алтарем на восток, по подобию прочих святых церквей доброю и благопристойною» [Холмогоров Г.] 1906. С. 20–21.

Особо почитаемыми святынями храма в описи имущества 1840-х годов называются две иконы. Это образ Рождества Христова, размещенный по правую сторону от царских врат главного престола, и икона Божией Матери «Седмиезерная», находившаяся в правом приделе, устроенном в её честь: «по левую сторону царских врат образ Седмиозерская Божия Матери в ризе медной, коея середина и венец вызолочены, а поля посеребреныя; на ней ленты розовые вышиты на концах жемчугом и позументом мишурным»…

Время возрождения храма – это и время возрождения прихода, его традиций. В 2003 г. был совершён первый крестный ход по Верхнему Посаду с Седмиезерной иконой Божией Матери. Прежний образ Богородицы был утрачен в 1941 году. Другая икона Божией Матери Седмиезерная (письма начала XX века) была принесена в храм из Успенского собора, — в годы гонений на Церковь её сохранили благочестивые люди, а потом передали в Успенский собор на Городке, так как этот храм открылся в нашем городе первым.

Крестный ход в Седмиозёрной пустыни. ФОТО: АРХИВ КАЗАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

История принесения первого списка с иконы Седмиезерной в Звенигород неизвестна, а вот о первообразе нам известно достаточно много. В 1615 году в пустынном месте в 17 километрах к северу от Казани, возле семи озёр, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь, — так образовалась Седмиезерная пустынь. А икону Одигитрии Смоленской, издавна хранившуюся в семье его родителей, блаженный Евфимий принёс с собой. Вот и стала она именоваться Седмиезерная…

Седмиозёрная пустынь

Как повествуется в «Сказании о седмиезерной пустыни и чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, называемая Смоленская», составленное в 1858 году, по благословению Преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, в лето 7162 (1654 по Р.Х.) в Москву пришла смертоносная язва. Она распространилась до Волги, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Чума привела в запустение многие города и сёла, и в них даже было некому погребать умерших. В Москве с 1 июня по 12 декабря умерло более 400 000 человек. В то время царя Алексея Михайловича в Москве не было по случаю войны с поляками. Царица с царевичем Алексеем и патриархом Никоном уехали в Кашин, а потом в Колязинский монастырь к чудотворцу Макарию.

Сретение Сендмиезерной иконы Божией Матери. Казань. ФОТО: АРХИВ КАЗАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Не обошла чума и Казань. Тогда митрополичий жезл держал Корнилий, но в городе во время чумы его не было, ибо тот находился при царе и войске в Смоленске. Прибыл в Казань для поклонения святой иконе гость московский Василий Шорин и поведал о бедственном положении в Москве и иных городах. Воеводой и казанцами было принято решение совершить всенощное бдение и сугубо молиться Царице Небесной об избавления от смертоносной язвы и принести чудотворную икону «Седмиезерную» в Казань, дабы та остановила язву и мор.

На том месте водрузили крест и построили часовню, теперь же там стоит обитель Кизическая...

Пришли они в пустынь, а по утру, отслужив Литургию, иноки взяли икону и понесли с молебным пением в Казань. А перед этим в ночь, после молитвы, монахине Мавре явился честной муж обликом похожий на святого Николая Чудотворца и велел ей идти к дьяку Михаилу Патрикиеву, чтобы тот возвестил воеводству, дабы все от мала до велика сотворили пост седмицу и оставили всякую злобу и грех свой, да помолились Господу и Пресвятой Богородице. Но та побоялась исполнить наказ.

На другую ночь святитель явился ей вновь и повторил свой наказ, прибавив, что крестный ход с иконой уже приближается к Казани. Мавра поспешила к воеводе и всё рассказала ему. Тогда-то и вышли горожане в бесчисленном множестве с фемиамом и свечами, хоругвями и честными крестами, Казанской иконой Богородицы и иными образами, в сретение чудотворного образа «Седмиезерная».

Встретились они в двух верстах от Казани и со слезами молили Пресвятую избавить город от смертоносной язвы. На том месте водрузили крест и построили часовню, теперь же там стоит обитель Кизическая. И вот, крестный ход великий вошёл в град Казань. Обошли с иконою стены города и поставили в соборе Пресвятой Богородицы, после обошли с нею деревянный город по улицам его, и чума отступила…

Через некоторое время иноки засобирались в обратную дорогу, пожелав вернуть икону в пустынь. Тогда утром, отслужив Литургию, со всеми почестями подняли святую икону и хотели вынести ея из храма, и тотчас же на город обрушилась страшная буря: снег и ливень одновременно, и небо чёрное нависло над городом, — три дня не мог никто сдвинуться с места.

Как раз прибыл митрополит Корнилий и увидел паству свою, сохранённую от смертоносной язвы, и воздал хвалу Богу со умилением и слезами благодарности. Увидев в буре той промысел Пресвятой Богородицы, митрополит велел оставить образ сей ещё на год, а после был возвращён в пустынь, на место святое своё. Но ненадолго, ибо в Казани снова свирепствовала язва, и снова иноки приносили образ чудотворный в город….

Отошёл ко Господу честный митрополит Корнилий, а вновь поставленный Лаврентий сразу же отправился пешком в Седмиезерную пустынь почтить Пресвятую Богородицу и образ Ея святый. А позже издал указ: «чтобы каждый год святой образ сей приносим был в в город Казань 25 июня (по новому стилю 9 июля) на веки неизменно», что и исполняется по сей день…

История нашей иконы удивительна...  Можно предположить, что список сего образа пришёл к нам в Московскую землю в те страшные годы чумы, когда патриархом был Никон. Быть может, он, узнав о чуде во граде Казани, повелел сделать список и принести в Москву, дабы и здесь прекратилась страшная язва, тем паче, митрополит Корнилий Казанский как раз в то время был снова вызван в Москву патриархом. Но вот для какого храма патриарх мог этот список испросить? И если это было так, то где он был до 1806 года? Ведь придел и икона появились именно в этом году. Или всё было совершенно не так…

Сей образ святый славился исцелением от многих болезней, например, от слепоты, хромоты, тучности, болезней спины. И поводов для написания списка множество, да лет немало утекло со времени образования Седмиезерной пустыни, что под Казанью. Сие есть тайна великая, которая волею Божией когда-нибудь откроется.

Наталия РЫСЕВА

ФОТО: НАТАЛИЯ РЫСЕВА

В статье использованы материалы:

«Сказание о Седмиезерной Богородичной пустыни, Казанской епархии, и о чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, называемая Смоленская», 1858 год.

Статья Дмитрия Седова, заместителя директора Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея по научной работе под редакцией Марии Мамыкиной, редактор-консультанта ФГБУ редакции журнала «Международная жизнь»

 

 

[i] Леонид (Кавелин), архимандрит. Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении. М.,1878. С. 34.