Звенигород. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 17 октября

ясно+7 °C

Онлайн трансляция

Прикоснуться к вечности

06 окт. 2016 г., 14:24

Просмотры: 519


С композитором и дирижёром Андреа Морриконе мы встретились в гостиной отеля «Метрополь». В конце осени в Москве состоится концерт, посвящённый творчеству его отца – прославленного композитора Эннио Морриконе. А сейчас полным ходом идёт подготовка к нему.

Андреа только что вернулся из концертного зала и выглядит немного уставшим, но когда мы начинаем разговор, глаза маэстро загораются, а голос начинает звучать по-особому, словно наполняясь музыкой. Как и многие итальянцы, свою экспрессивную речь Андреа дополняет оживлёнными жестами, а когда и жестов перестаёт хватать, внезапно вскакивает с места и начинает петь… Нам остаётся лишь заворожено наблюдать за тем, как музыка поглощает пространство вокруг нас, окутывает мысли и увлекает за собой куда-то ввысь…

Андреа, Вы первый раз в Москве. Как Вас встретила столица России?

Очень хорошо! Мне здесь очень нравится. Во всяком случае, те места, где я был, очень красивы. Мне показалось, тут всё так выстроено, организованно: дороги, здания, тротуары, всё очень четко. И огромная энергия во всём. Местами Москва напоминает Рим, это тоже живой и энергичный город, но в целом Рим, конечно, другой. В нём меньше организованности, но там идёшь по улице и не знаешь, куда смотреть – вокруг такая красота… Кругом: над тобой, справа, слева – шедевры архитектуры, и это просто потрясающе! Я живу в самом центре Рима и каждый раз, когда мне нужно куда-то поехать, я стараюсь выбирать наиболее красивый и интересный маршрут. С учётом траффика, разумеется, у нас не всегда просто проехать именно так, как хочется, из-за пробок.

Вы с такой любовью говорите о Риме. Как Вы считаете, этот город, его ритм, его уникальность, повлияли на Ваше творчество?

Думаю, да. Конечно, Рим повлиял, но не только он. Ещё повлияла жизнь в Соединённых Штатах, я там много времени провёл, и, разумеется, это тоже отразилось на моей музыке.

В ноябре Вы выступите в Москве с концертом. Какую программу Вы готовите?

О! Это будет очень сильная программа! Она пронизана такой, знаете, умной красотой… Я поясню. Есть великий русский шахматист, Гарри Каспаров. Когда следишь за партиями, видишь, что у него конь всегда задействован, и движение этого коня по полю в руке Каспарова создаёт ту самую умную красоту, о которой я хочу сказать. Важно не только, что будут играть на концерте, но также кто будет играть и как. Большинство произведений, которые услышат люди, пришедшие на концерт – конечно же, произведения моего отца, Эннио Морриконе, но звучать они будут в моей аранжировке.

Можете остановиться на этом поподробнее?

Музыка моего отца – это музыка высокого класса, поэтому мне бы хотелось, чтобы она звучала и воспринималась как классическая. И здесь очень важно, какие инструменты будут играть то или иное произведение, как они это будут делать, с какой экспрессией, какой инструмент будет играть громче, какой тише. Вы ведь знаете, наша с отцом музыка – это музыка, первоначально созданная для кинематографа. Это, можно сказать, описательная музыка, она описывает то, что зритель видит на экране. Аранжировка помогает дополнить эти образы, по-другому раскрыть то, что заложено в музыку изначально. Я приведу пример. У Мусоргского есть цикл фортепьянных пьес «Картинки с выставки». Это ведь тоже описательная музыка: толчком для её создания послужили рисунки, увиденные Мусоргским на выставке. И есть те же «Картинки с выставки», но в оркестровке Равеля, благодаря которой к циклу, наконец, пришла известность. Цикл один и тот же, но есть Мусоргский, и есть Равель – и в результате мы видим два разных музыкальных подхода, где одни и те же образы звучат абсолютно по-разному.

Андреа, Вы и сами пишете музыку для кинофильмов. Будет ли она звучать на предстоящем концерте?

Разумеется. «Tema d'Amore» из «Нового кинотеатра Парадизо», которую мы создали вместе с отцом, куда же без нее. Скорее всего, будет музыка из фильма «Промышленник»…

Скажите, Андреа, как происходит процесс создания музыки для кино?

Ну как? Сначала нужно написать музыку. Только хорошую музыку! А потом берёшь фильм – и готово! Если музыка действительно хорошая, она подойдёт. Шучу. Конечно, прежде всего, это работа с режиссёром, именно режиссёр решает, как и что должно быть в фильме.

А сами смотреть кино Вы любите?

Если хороший фильм, почему бы не посмотреть? Хотя мне не нравится, что в современном кинематографе многое определяет маркетинг: в первую очередь, фильм должен продаваться, но то, что хорошо для рынка, не всегда хорошо для искусства.

Что Вы знаете о русском кинематографе? Видели ли Вы что-то из фильмов, приходилось ли общаться с режиссёрами?

Наверное, нет. Хотя… «Красная палатка» – это же ваш фильм? Вот его я видел. Больше, к сожалению, ничего. С кинорежиссёрами из России пока не общался, хотя это было бы интересно. Возможно, в будущем получится.

На днях у Вас была встреча с московскими музыкантами и композиторами, где Вам вручили Диплом от Союза композиторов России…

О! Это было так приятно и неожиданно! Меня особенно тронуло, что встреча проходила в квартире Шостаковича. Шостакович – величайший композитор! Музыка, которую он писал, великолепна, она… настоящая. И сам Шостакович – именно настоящий!.. Побывать в его квартире для меня – большая честь.

Андреа, как Вы проводите свободное время?

Ну, прежде всего, со своей семьёй. У меня есть любимая женщина, которая очень многое для меня значит. Если говорить об увлечениях, то я люблю читать книги, листать партитуры, путешествовать, ходить на концерты.

Концерты, на которые вы ходите – преимущественно классические или Вам нравится слушать разную музыку?

Красота, гармония может быть в любой музыке. Взять, к примеру, известную композицию «Yesterday» группы The Beatles – это же великая вещь! Поэтому я слушаю не только классику. Важен не жанр, важен уровень произведения. Не так давно я был в Берлине на рок-концерте, и это было прекрасно! Сейчас о нём вспоминаю и в очередной раз поражаюсь, насколько сильной может быть музыка, сколько всего может дать человеку... Ведь музыка, знаете, никуда не уходит, она остается с нами, в наших сердцах. Кроме того, она присутствует буквально во всём, и в этом смысле она вечна. Вот даже этот разговор, записанный Вами на диктофон – это тоже своего рода музыка, мы пойдём по своим делам, а она останется, запись можно будет проиграть заново, а можно просто воскресить в памяти. И это удивительно и прекрасно! Кроме того, именно музыка, и в особенности музыка высокого класса, позволяет человеку прикоснуться к вечности. Так что приходите на концерт, думаю, он запомнится!

Юлия Дозорец, «Новые рубежи».

Фото Сергея Антипова.

Справка

Андреа Морриконе – итальянский композитор и дирижер, лауреат премий «Apoxiomeno», «Золотой глобус» и обладатель премии BAFTA, разделенной со своим отцом Эннио Морриконе за саундтрек «Tema d'Amore» к фильму «Новый кинотеатр Парадизо».

Родился 10 октября 1964 г. Проживает в Риме.

Концерт «Морриконе: музыка вечна» пройдёт 30 ноября в Государственном Кремлёвском Дворце в сопровождении оркестра Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова.


 

Эксклюзивное интервью состоялось при поддержке отеля «Метрополь».