Звенигород. Новости

Яндекс.Погода

среда, 18 октября

облачно с прояснениями+10 °C

Онлайн трансляция

В арт-салоне Звенигородской городской библиотеки и в Доме детского творчества открылась выставка

15 мая 2014 г., 8:31

Просмотры: 118


223450.JPG
26 апреля в арт-салоне Звенигородской городской библиотеки на Почтовой и в Доме детского творчества открылась выставка преподавателей и студентов Государственного гжельского художественно-промышленного института и колледжа ГГХПИ, посвященная 115-летию учебного заведения.
Гжельский фарфор и керамика не нуждаются в представлении – о них знает весь мир. Лучшие образцы произведений гжельских мастеров являются предметами коллекционирования. Посуда Гжели прежде именовалась палевой и цветной. Сегодня Гжель – основной центр русской керамики. Изделия с фирменным сине-белым цветочным узором поражают фантазией и мастерством художников. Их закупают многие страны мира.
Гончары в гжельской местности издревле лепили глиняную посуду. Считается, что название местности связано с ремеслом: «жгель», которое со временем превратилось в «гжель», связано с обжигом глины, иначе говоря, посуду «жгут». Еще при Иване Грозном Гжель являлась центром керамического производства в России, поставляла посуду ко двору. C середины XIX века производство сосредотачивается в руках Кузнецовых. Кузнецовский фарфор успешно конкурировал с мейсенским.
С середины XVIII века гжельские мастера освоили технику майолики (поливная керамика, покрытая непрозрачной глазурью), которая позволила делать посуду с многоцветной росписью по белой эмали.
В 1812 году в Гжели насчитывалось 25 посудных заводов. Кроме посуды делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта — блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы. Миниатюрная посуда расписывалась лиловой, жёлтой, синей и коричневой краской в своеобразном народном стиле.
Однако со второй половины XIX века гжельские мастера стали предпочитать бело-синюю, кобальтовую, гамму. После революции заводы Кузнецова были национализированы. Хотя гжельские предприятия изготавливали посуду, скульптуру, архитектурные детали, но традиции старых мастеров оказались утрачены. Гжельские изделия этих лет часто безвкусны, плохо обожжены. Возрождение традиций Гжели стало задачей мастеров советского декоративно-прикладного искусства.
Еще в далеком 1901 году здесь были созданы первые рисовальные классы. А ныне Государственный гжельский художественно-промышленный институт — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку высококвалифицированных специалистов. Институт, созданный по распоряжению Правительства Российской Федерации в 2002 году в результате реорганизации одноименного колледжа, имеет большой опыт по подготовке художников – мастеров по фарфору, майолике, шамоту. Научная работа в ГГХПИ ведется практически во всех отраслях и направлениях.
Великий Михайло Ломоносов по достоинству ценил гжельские глины: «…едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее…»
Прежде тайны ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от соседей и передавали по наследству. Сегодня в институте доктора и кандидаты наук обучают старинным секретам.
С апреля 2002 года колледж стал структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Государственный гжельский художественно-промышленный институт». Здесь реализуются образовательные программы среднего профессионального образования. В колледже работает высококвалифицированный педагогический коллектив, многие преподаватели имеют почетные звания: мастер-отличник среднего профессионального образования, почетный работник среднего профессионального образования, мастер-художник высшей школы.
Трудно писать о произведениях изобразительного искусства – их нужно видеть. Помимо основной продукции декоративно-прикладного направления художники и учащиеся института и колледжа представили на выставке живописные и графические работы. Это пейзажи, натюрморты, учебные постановки, в которых зритель легко видит собственную художественную школу учебного заведения.
Выставка организована по инициативе преподавателя института Ирины Пискаревой, которая представила не только свои декоративные батики, но и живописные работы учащихся.
Выставка продлится до 29 мая.