Звенигород. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 25 сентября

ясно+6 °C

Онлайн трансляция

В Звенигороде открылась выставка Ильи Сёмина

07 апр. 2014 г., 22:41

Просмотры: 111


Выставку, которая открылась в арт-салоне Звенигородской городской библиотеки на Почтовой, можно назвать самой необычной в ряду художественных экспозиций.
Ее автор – псковский художник, дизайнер, галерист, поэт Илья Семин — представил около пятидесяти работ в разных техниках – от графики и живописи до «принтов»; разных направлений и методов – от реализма до супрематизма и постсюрреализма… Жанр его – отдельная тема: это и философские композиции на мифологические сюжеты, темы из литературной классики, натюрморт, станковый портрет и многое другое, что смог вместить небольшой зал арт-салона.
Родился Илья Юрьевич в Пскове в 1962 году. Учился в Ленинграде, сначала в архитектурном техникуме, который окончил в 1983 году, потом в инженерно-строительном институте, который нынче называется Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет.
Познакомился с Ильей я в псковской деревне Холомки при своеобразных обстоятельствах: он учил меня «фирменно» вязать банные веники, чтобы они не рассыпались при процедурах в выстроенной им здесь общественной бане. Для непосвященного человека название Холомки ничего не скажет, а между тем место это знаменито именно в литературно-художественном плане: в начале 1920-х годов здесь, в бывшем тогда имении князей Гагариных под Порховом, располагался филиал Петроградского дома искусств. В его стенах творили известные художники Мстислав Добужинский, Владимир Милашевский, Николай Радлов и другие. На живописных берегах Шелони создавали свои произведения Корней Чуковский, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко, Евгений Замятин.
В начале 1990-х тут находилась областная турбаза, где Илья работал инженером, строителем, оформителем, да кем он там не работал!
«Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна, – писал в своей знаменитой книге «Гений места» Петр Вайль. – Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой».
Кто его знает, может, существует этот гений места, или просто место само по себе чарующее, а может, дух известных мастеров кисти и пера присутствует. Однако именно там, в Холомках, и возникла та таинственная связь, в результате которой Илья стал сегодня одним из самых известных псковских художников.
Первая его персональная выставка состоялась в районном Порхове в начале 1990-х. И снова связь: в 1920-м здесь выставлялись легендарные Борис Григорьев, Эссен, Марк Шагал, Роберт Фальк и другие.
В Холомках Илья пробует разные художественные техники и стили, одновременно издает первую книгу стихов «N».
С 1995 по 1999 год он преподает в Псковской детской художественной школе, затем в школе искусств. Начинает пробовать себя как художник книги, создает макеты и иллюстрации к сборникам стихотворений, в 2002 году – макет и 160 иллюстраций к роману «День неприкаянных»; работает дизайнером в Пскове.
Четвертую осень подряд Илья Семин организует и проводит фестиваль искусств «Псковская галерея», в которой участвуют художники из разных мест России, Белоруссии, Прибалтики, превратив, таким образом, этот проект в международный.
Как бы там ни было, равнодушных на выставках Ильи нет. Вот и на вернисаже в арт-салоне мнения о его работах были диаметральны.
Присутствующие недоумевали: работы автора так разнообразны, что не видно его творческого лица. Иные, напротив, считали, что художник в постоянном поиске, поэтому ни одно из его полотен не похоже на другие.
Истина скорее всего, как всегда, где-то посередине. Ведь если художник, найдя свою нишу, создает все работы в одной технике, скажем пейзажи, то он неизбежно когда-нибудь всем надоест, даже если его картины очень хороши. Плохо также, когда автор, не добившись успеха в одном, погружается в новую технику, всю жизнь ищет себя и не находит. О Семине этого не скажешь – в большинстве его исканий виден результат.
Мне вообще трудно назвать состоявшегося художника, который бы не менялся в течение своей творческой жизни. Так, почти все, даже самые заядлые реалисты, прошли этап супрематизма. Просто им всем в какой-то момент захотелось понять: из каких же элементов состоят изображаемые ими предметы, люди, пространства. А при этом получались очень интересные композиции.
Мир неистощим. Неистощимы формы и способы его изображения. Когда-то и фотография не считалась искусством, а сегодня Илья Семин создает сложные политехнические композиции, в которых использует и графику, и фото, и компьютерные принтеры.
Пожелаем же ему успехов в его творческих поисках!
Выставка Ильи Семина открыта до 24 апреля 2014 года.

Владимир ПОТРЕСОВ,
член объединения «Московский эстамп» Московского союза художников