Звенигород. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 20 августа

пасмурно+15 °C

Онлайн трансляция

Архангельское, Ершово и Коралово: красная нить княгини Зинаиды Юсуповой

06 июля 2017 г., 15:05

Просмотры: 990


Памяти русской княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой посвящается.

 

«Матушка была восхитительна…Чарам   ее никто не мог противиться.   

Но дарованиями своими она не чванилась, а была сама простота и

скромность».

Князь Ф.Ф. Юсупов (младший)

/Звенигород. Вехи. Имена/

 

Покидая Россию…

Шел 1919 год… В апреле крымские земли очаровывают и завораживают сочной зеленью трав, яркими красками и дурманящими голову ароматами цветущих гиацинтов, кизила, миндаля. Уже наполнились водой горные реки и набрали силу водопады. Природа ожила, окрасив полуостров в теплые, нежные тона, радующие сердце.
Сюда, в Крым, в начале 1917 года, подальше от революционных беспорядков, уехали в свои поместья многие петербуржцы и москвичи. В их числе были члены императорской фамилии и близкие к ней лица. Уехала в Крым и семья князей Юсуповых. Но волна революционных перемен докатилась и сюда. Начались бойни, грабежи, убийства. Везде орудовали банды. Одну из них, так называемую «морскую кавалерию головорезов», вооруженную до зубов и творившую страшные
зверства, боялись даже большевики. Оставаться в Крыму стало просто опасно. Для эвакуации беженцев севастопольское союзное командование предоставило большое количество союзных кораблей, ждавших своих пассажиров в ялтинском порту.
13 апреля 1919 года семья князей Юсуповых вместе с членами императорской фамилии поднялась на борт английского броненосца «Мальборо». Княгиня Юсупова, не отрываясь, смотрела, как тает вдали крымский берег, российская земля,
которую пришлось покинуть. «Мальборо» все дальше и дальше отдалялся от родной земли. Вскоре берег уже невозможно было различить, а вокруг осталось только бескрайнее море. Зинаида Николаевна, так же, как и сотни ее земляков, думала только об одном: надолго ли всё это? Когда она вернется на Родину? Но этому, увы, не суждено было случиться. Князь Феликс Юсупов-младший, сын Зинаиды Николаевны писал в своих мемуарах: «Покидая Россию в этот день, 13 апреля, мы знали, изгнание – еще не самое тяжкое из того, что ожидало нас. Но мы и представить себе не могли, что спустя тридцать два года ему не будет конца!». И далее: «Глубочайшая вера понадобилась нам, чтобы не усомниться в справедливости Господа. Именно эта вера и помогла нам вынести испытания и не утратить надежды».

Броненосец «Мальборо»

(Семья Юсуповых вместе с членами императорской фамилии покинула Россию на английском броненосце «Мальборо».)

Потомок Золотой Орды

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова-Эльстон была последней представительницей по женской линии древнего и богатейшего рода Юсуповых, корнями восходившего к Золотой Орде. Предками княгини были известные военачальники, ханы, владельцы Нагайской орды. Была в этом роду и казанская царица Сююмбеке, дочь хана Юсуфа – друга и союзника самого Ивана Грозного, известная редкой красотой, умом и смелостью. Красавица Сююмбеке оставила след не только в истории, но и в искусстве. Прекрасное лицо казанской царицы вдохновило многих художников на создание великолепных полотен. А композитор Глинка в начале XIX века написал музыку к балету «Сююмбеке и взятие Казани». Главную партию в этом балете исполняла великая русская балерина Авдотья Ильинична Истомина. Случилось это событие в театральной жизни столицы в 1832 году. И балет, и исполнительница главной партии имели огромный успех.

Была в роду княгини Юсуповой казанская царица Сююмбеке. Художник Камиль Муллашев.

(Была в роду княгини Юсуповой казанская царица Сююмбеке. Художник Камиль Муллашев.)

Символ эпохи

Правнук Юсуфа Абдул Мирза перешел на службу к русскому царю, был крещен в православии и наречен Дмитрием. Он получил от царя Федора Иоанновича титул князя Юсупова. Все его потомки находились на государевой службе и были всегда приближены к правящей фамилии в качестве чиновников высочайших рангов. Таким образом, у единственной наследницы богатейшего аристократического рода Юсуповых – княжны Зинаиды Николаевны недостатка в женихах не было. Руку и сердце  предлагали ей представители знатных семей всей Европы, в том числе и монархических. Зинаида Николаевна к тому же была необыкновенно красива и без сомнения являлась символом красоты периода правления последнего императора России.

Замужество

Эпохи сменяли одна другую, но женская красота царила во все времена. В 1863 году ушла из жизни Наталья Николаевна Пушкина-Гончарова – «первая красавица двух столиц», символ красоты пушкинского времени, словно передав эстафету красоты очаровательной девочке, появившейся на свет в 1861 году, внучке признанной красавицы XIX века Зинаиды Ивановны Юсуповой (Нарышкиной) – будущей княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой-Эльстон.

«Княгиня была очень красивой женщиной. Она обладала такой замечательной красотой, которая остается символом эпохи». Отец княжны хотел видеть своим зятем наследного болгарского принца Баттенберга. Но судьба распорядилась посвоему. Принца сопровождал молодой, статный, красивый офицер – граф Феликс Сумароков-Эльстон. Именно его и выбрала себе в мужья молоденькая княгиня, чем очень огорчила своего отца.

Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном.

(Зинаида Николаевна Юсупова с мужем Феликсом Феликсовичем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном.)

Дружба с великокняжеской четой

Надо сказать, что князь (ему разрешили взять титул и фамилию супруги) Феликс Феликсович Юсупов (старший) позже стал генералом, состоял в императорской свите и некоторое время занимал пост московского генерал-губернатора. На протяжении многих лет он был личным адъютантом Великого князя Сергея Александровича, а Зинаида Николаевна – фрейлиной его супруги – Великой княгини Елизаветы Федоровны. Архангельское располагалось по соседству с Ильинским, где находился усадебный дом Великих князя и княгини. Юсуповы не просто состояли в их свите. Они были очень дружны с великокняжеской четой, несколько раз сопровождали их в заграничные поездки. 

(Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском, 1894 год. Художник Франсуа Фламенг.)

Хозяева усадеб в Коралово и Ершово

Сергей Александрович очень любил устраивать военные маневры. И место для их проведения выбрал замечательное: недалеко  от Звенигорода. Пока мужчины оттачивали военные навыки, дамы прогуливались, наслаждаясь дивными пейзажами благословенной звенигородской земли и дышали целебным чистым воздухом, наполненным запахами трав и цветов. По завершении маневров великокняжеская чета вместе с Юсуповыми направлялась в Кораллово. Хозяин усадьбы – известный ученый-историк, директор Эрмитажа, князь Александр Алексеевич Васильчиков – слыл гостеприимным и хлебосольным. В его доме бывало много гостей, среди которых встречались очень известные люди. Дочь князя А.А. Васильчикова Мария Александровна являлась фрейлиной Великой княгини Елизаветы Федоровны. Князь Феликс Юсупов (младший) так описывает княгиню Васильчикову: «Она была гренадерского роста, весом в двенадцать пудов, говорила басом и ругалась, как извозчик. Хвасталась своей силой с утра до вечера. Случись кто рядом – схватит его и поднимет с легкостью, как младенца». Несмотря на неординарную внешность и поведение, Машенька Васильчикова была необыкновенно добра, непосредственна и также открыта и гостеприимна, как и ее отец. К ужину приезжали граф и графиня Олсуфьевы – хозяева соседнего Ершово. Это была милейшая пара: графиня Анна Андреевна, в ту пору гофмейстерина, была весьма обаятельная дама. Ведь именно ей поэт Афанасий Фет, друживший с ее супругом и часто бывавший в Ершово, посвятил известное стихотворение «Графине А.А. Олсуфьевой. По получении от нее гиацинтов». К ужину собирались и другие приглашенные.
Это были замечательные вечера: великолепный ужин, музыка, танцы, приятное общение, прогулка по парку.

Беседка в саду Коралловского парка. Великая княгиня Елизавета Федоровна (крайняя слева) в гостях у княгини Марии Александровны Васильчиковой (крайняя справа). Конец XIX века.

(Беседка в саду Коралловского парка. Великая княгиня Елизавета Федоровна (крайняя слева) в гостях у княгини Марии Александровны Васильчиковой (крайняя справа).Конец XIX века.)

Жемчужина – изгнанница

Княгиня Юсупова любила туалеты в розовых тонах, которые ей очень шли. Свои роскошные платья она с удовольствием дополняла редкой красоты огромной жемчужиной грушевидной формы. Это сокровище Зинаида Николаевна получила от матери. Оно считалось фамильной драгоценностью. Было у жемчужины имя – «Пелегрина», что означает «странница, «изгнанница». Среди множества драгоценных камней существует небольшая группа самоцветов, которые обладают именами собственными. За некоторыми тянется шлейф легенд, за другими – кровавый след. Третьи могут поведать о превратностях любви или о страстях своих владельцев. Всего в мире известно около двухсот драгоценных камней, имеющих собственные названия. В их число вошла и жемчужина «Пелегрина» весом 133,16 гран (не путать с «Перегриной» – одной из крупнейших жемчужин в мире, массой 223,8 гран). По одной из версий, жемчужина была найдена в XVI веке чернокожим рабом у берегов Панамы. За свою находку счастливец получил свободу.

«Пелегрина» появилась в Европе в 1660 году. Король Испании Филипп IV подарил ее своей дочери Марии Терезии – супруге короля Франции Людовика IV. После кончины Марии Терезии в 1683 году о судьбе жемчужины хроники умалчивают. Известно лишь, что «Пелегрина» появилась в Петербурге в 1826 году и стала собственностью русских князей Юсуповых.

Сохранился портрет княгини Юсуповой в песочно-розовом платье и великолепной жемчужиной на шее. Кстати, портреты красавицы-княгини писали многие художники, в том числе и Валентин Серов. Художник не очень жаловал аристократию, но для Зинаиды Николаевны сделал исключение.

Сохранился портрет княгини Юсуповой в песочно-розовом платье и великолепной жемчужиной на шее. Художник Франсуа Фламенг.

(Сохранился портрет княгини Юсуповой в песочно-розовом платье и великолепной жемчужиной на шее. Художник Франсуа Фламенг.)

Благотворительница с юности

Надо заметить, что Зинаида Николаевна Юсупова несомненно была украшением любого придворного приема. Но уютнее она чувствовала себя на концертах, выставках, с удовольствием играла в благотворительных спектаклях и была не лишена таланта актрисы. Сам Станиславский, увидев ее в одном из благотворительных спектаклей, уговаривал княгиню идти на сцену.
Что же касается благотворительности, ею княгиня Юсупова занималась с юности. Ей было всего 18 лет, когда она стала попечительницей приюта для солдатских вдов, спустя годы в Петербурге под ее покровительством находилось несколько десятков больниц, гимназий. Княгиня делала большие пожертвования в церковь и на культурные начинания, а во время войны содержала на свои средства санитарные поезда и лазареты, а в дворцах и имениях организовывала госпитали для раненных. Зинаида Николаевна знала многих людей, занимавшихся благотворительностью. В Звенигороде – это А.К. Медведникова, известнейшая русская благотворительница, владелица имения в ближнем Поречье.

Материнская любовь

Удивительно нежными и трогательными были отношения с сыновьями. Любя и почитая мать, они считали ее лучшей из женщин. Увы, чаша бед и страданий не обошла стороной семью Юсуповых. За полгода до своего 26-летия погиб на дуэли старший сын Николенька, стрелявшийся с мужем женщины, в которую был страстно влюблен. Зинаида Николаевна так и не смогла до конца оправиться от тяжелого удара. Теперь вся ее материнская любовь целиком была отдана младшему сыну – Феликсу.
Перед революцией был убит Распутин. Феликс принял в организации этого убийства самое непосредственное участие. И именно мать оправдала и поддержала сына первой, заявив:
«Ты убил чудовище, терзавшее твою страну. Ты прав! Я горжусь тобой…».

Немного мистики

В 1900 году князья Юсуповы составили завещание, в котором говорилось, что в случае пресечения рода все художественные ценности завещают государству с целью сохранения их в пределах Российской империи. Они могли бы еще многое сделать для России, но все изменилось в одночасье: революция, отъезд в Крым, а через два года – эмиграция. Вместе с хозяйкой покинула Россию и великолепная жемчужина «Пелегрина» – главное фамильное сокровище Юсуповых.
Многочисленные биографы и исследователи не раз высказывали мысль о том, что «Пелегрина»– «странница», «изгнанница», сыграла роковую роль в судьбе Зинаиды Николаевны и ее близких, сделав их такими же «странниками» как и она сама. Рассказывали, что после смерти красавицы-княгини жемчужина стала тускнеть, словно скорбела о самой большой своей потере. Так ли это или люди не могли отказать себе в удовольствии пофантазировать и добавить в эту историю немного мистики? Возможно. Но есть и другое «мистическое» мнение: а не явилась ли «Пелегрина» спасительницей семьи Юсуповых, подтолкнув их к бегству из России и тем самым уберегла жизнь своей хозяйки и ее родных от большевистской расправы? Княгиня Юсупова скончалась последней предвоенной осенью. Ее похоронили на русском кладбище в Сент-Женевьев-деБуа. «Место поэтическое: березы и вокруг – бескрайние пшеничные поля. Почти как в России».

В бескрайних глубинах  времени

После смерти матери, Феликс основательно растратил фамильные богатства. Безденежье затягивалось и он, наконец, решился расстаться с «Пелегриной» и предложил купить ее знаменитому парижскому ювелиру Картье. Очевидно, Картье испытал чувство потрясения, сразу поняв и оценив уникальность этой жемчужины. Так «Пелегрина» перестала быть фамильным сокровищем древнего рода Юсуповых. А в 1953 году редчайшая жемчужина была продана анонимному ювелиру из Женевы. Что принесла она новому хозяину? Радость, огорчения, удачу или разочарование? А может быть она сделала его «странником», заставив бродить по белому свету? Возможно все. С того, теперь уже далекого времени, минуло более шести десятков лет, а судьба блистательной «Пелегрины» до сих пор остается неизвестной. След уникальной жемчужины словно растворился в бескрайних глубинах времени.

Екатерина КАМЫШНИКОВА,
член Международного Союза славянских журналистов

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ

Екатерина Камышникова – коренная москвичка, но с 1993 года выбрала для себя местом жительства город Звенигород. Трудовая биография Екатерины Ивановны началась в Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, где она, что называется, без отрыва от производства училась в Институте культуры. По прошествии времени несколько лет Екатерина Камышникова работала на ВДНХ СССР. За это время она окончила курсы экскурсоводов, а затем методические курсы. В 1981 году открылся Центральный музей МВД СССР на Селезнёвской улице. С 1982 года Екатерина Камышникова – младший научный сотрудник этого музея. Старшим научным сотрудником она стала спустя шесть лет. Работая в этом музее, Екатерина Ивановна окончила Университет лекторов г. Москвы при МГК КПСС. В 80-е годы Екатерина Камышникова впервые соприкоснулась с журналистикой: научные сотрудники обязаны были облекать свои изыскания в литературную форму и доводить до сведения читателей. Так появились первые публикации в специализированных периодических изданиях. Десятилетие Екатерина Ивановна проработала в коллективе настоящих музейщиков. Этот неоценимый опыт она использовала, работая в других музеях, в частности, в музее Красного Креста и Полумесяца. В 1995 году Екатерине Камышниковой предложили работу в санатории «Звенигород» Московской мэрии. В результате – целое десятилетие интереснейшей, творческой работы: экскурсии по 12-ти маршрутам, встречи с лучшими артистами, авторские программы, лекции. После выхода на пенсию Екатерина Ивановна продолжала читать лекции и понемногу печататься. У Звенигорода – большая история, и частью ее являются известные в нашей стране и за ее пределами люди. Их судьбам и посвящен сборник публикаций «Звенигород. Вехи. Имена», изданный в 2012 году. Возможно, через полгода увидит свет новая книга «Звенигород. Вехи. Имена-2», в которой читатель познакомится с новыми именами, а в ее издании Екатерине Ивановне поможет Международный Союз славянских журналистов, членом которого она является с 2013 года.