Звенигород. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 17 августа

малооблачно+21 °C

От души – к ремеслу и мастерству

05 авг. 2022 г., 15:14

Просмотры: 5


Внимание каждого, кто приезжает в Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь, непременно привлекает памятник, установленный у ворот. Многие даже лобызают его подножие, поскольку в образе смиренного инока в плетёных лаптях, сидящего на срубленном дереве, изображён основатель монашеской обители – преподобный Савва Сторожевский. Одной рукой он благословляет приходящих, другой – опирается на молодой росток, который тянется из корня дерева. Автор памятника – житель города Голицыно, скульптор Сергей Михайлович Сорокин.

Он создал это произведение в 2007 году, к 600-летию Звенигородского чудотворца, великого русского святого. Для мастера памятник Савве Сторожевскому стал первым опытом создания трёхмерной пространственной скульптурной иконы святого. Позднее он много работал над объёмным изображением иконных ликов Пресвятой Богородицы и святых угодников. В галерее созданных им портретов – образы святой праведной Ксении Петербургской, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского…

 В 2018 году скульптором была изготовлена трёхмерная икона «Троица», которая установлена на территории экопарка «Русский берег» в Ульяновской области. По словам Сергея Михайловича, в своих творческих поисках он опирался на Андрея Рублева: «Это у него в «Троице» есть необходимое ангельское совершенство».

 Его дорога к храму, к Богу и становление в качестве художника внутренне неразделимы. К христианской скульптуре он обратился уже в начале творческого пути, но осознал своё призвание далеко не сразу, хотя с детства любил рисовать, вырезать из дерева и лепить. 

 

IMG-20220728-WA0010.jpg

 

Выбор в пользу искусства

Сергей Сорокин родился в 1964 году, его детство и юность прошли в Голицыне. После окончания школы работал сварщиком на одном из московских заводов. Потом отслужил срочную службу и вновь вернулся на то же самое предприятие, где трудился после армии ещё 10 лет. К 30 годам пришло твердое осознание того, что дальше нельзя «наступать на горло собственной песне», пора сделать выбор в пользу искусства. В 1994 году он поступил в Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова, окончил его с отличием, защитив под научным руководством профессора А.Н. Бурганова дипломный проект в виде скульптуры «Троица» из белого гипса, в которой представил в пластике одноимённую икону Андрея Рублёва как «объёмную, пространственную икону». 

 В 2003-2006 годах Сергей Сорокин учился в творческих мастерских Российской академии художеств (РАХ) под руководством академика В.Е. Цигаля, получив за успехи в учёбе серебряную медаль. С 2010 по 2011 год преподавал в Строгановке на кафедре «Академическая скульптура». По этой же специализации сейчас обучает учащихся Московского академического художественного лицея при РАХ. Обычно он начинает свой курс с объяснения слушателям, что они могут стать художниками только в том случае, если испытывают внутренний «зуд» – неистребимое желание рисовать или ваять. При этом приводит в пример выдающегося мастера современной скульптуры, народного художника РФ, академика РАХ Михаила Переяславца, который заявлял ученикам, что до сих пор не считает себя художником. Здесь всё зависит от того, какую ставишь в жизни планку. Для скульптора самое высокое достижение в творчестве – это искусство Античности или эпохи Возрождения.

 

IMG-20220728-WA0015.jpg

 

Произведения Сергея Сорокина были неоднократно представлены на различных выставках как в России, так и за рубежом. 

В разное время Сергей Михайлович принимал участие в оформлении нескольких православных храмов. В качестве соавтора участвовал в создании монумента, посвященного дивизии оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского (г. Балашиха), памятника конструктору ракетно-космической техники В.М. Челомею (г. Реутов), памятников писателю И.А. Бунину (г. Ефремов) и музыканту И.В. Талькову (г. Щёкино). Стал лауреатом международного архитектурного фестиваля «Города» за работы «Крещение Господне» и «Лестница в небо», выполненные в Греции, а также лауреатом международной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2013 г.) за создание памятника адмиралу Ф.Ф. Ушакову на греческом острове Корфу. 

 

IMG-20220728-WA0016.jpg

 

В рамках современной русской скульптуры Михаил Сорокин работает в стиле визионерства. Слово «визионер» – не новое, оно пришло к нам из французского языка (visionnaire – провидец, человек с богатым творческим воображением, испытывающий видения). Сегодня понятие «визионерство» обозначает нестандартное мышление, умение предвидеть будущее, а также шаги по воплощению видений в жизнь.

 О себе как о художнике Сергей Михайлович говорит, что у него есть своеобразное, сугубо индивидуальное, внутреннее мироощущение, которое опирается на веру в Бога и даёт возможность охватывать тему глобально. Он шёл от взросления души к ремеслу и мастерству, заставляя камень «заговорить» через христианскую символику. Мастер небанальных композиционных решений, тематически он стремится охватывать прошлое, настоящее и будущее.

Сейчас в работе художника две новые мистические картины – композиции «Душа грешника» и «Душа праведника». Созидая первую, мастер уже перешёл от замысла к видимому результату. В графическом варианте он передал сияющие золотом лицо и руки ангела-хранителя, которые тянутся к тёмной душе грешника, но человек мешает своими грехами прорваться к нему. Вторая работа видится ему как инсталляция, где будут изображены страшное, размытое лицо беса и его когтистые лапы, тянущиеся к светлой душе праведника.

Лариса РОДИОНОВА

Фото автора и из архива Сергея СОРОКИНА

Обсудить тему

Введите символы с картинки*